Григорщук и компания

Что такое «тренинг»?

Эта статья будет интересна как людям, никогда не посещавшим тренинги, так и тем, кто уже имеет какой-то опыт. Прочитав эту статью, вы сможете лучше представить себе, чем же на самом деле является тренинг, подтвердить свои ожидания или развеять устоявшиеся мифы.

Появившись сравнительно недавно, тренинги, как форма обучения, завоевывают все большую аудиторию. И если первые тренинги имели только психологическую направленность, то сегодня они процветают и в обучении самым разнообразным профессиональным навыкам, и в бизнес-среде, и даже для формирования командного духа. Все эти такие разнообразные формы имеют единое название — “тренинг”, и иногда отсюда начинается небольшая путаница. Для того, чтобы вы поняли, какими именно тренингами занимается наша студия, я хочу ввести примерную классификацию тренингов.

Итак, тренинги бывают:

психотерапевтические. Корректнее было бы назвать их “психотерапевтической группой”. Если вы не знакомы с этим названием — такой тренинг часто можно увидеть в американских фильмах — компания людей, сидящих обычно в круге, под руководством психолога рассказывают по-очереди о своих проблемах. Конечно, это слишком упрощенное описание происходящего. Основная задача этих занятий — повышение самоосознания, личностные изменения и терапия, какие-то конкретные поведенческие навыки участники обычно не приобретают. Такие группы опираются на определенное направление психологии, и эффекта достигают при длительном регулярном посещении.

В классическом тренинге теоретический блок занимает всего 20-30% времени.

бизнес-тренинги. Бывают для руководителей и для подчиненных. Опыт показывает, что тренинги для руководителей часто оказываются семинарами — то есть лекцией, рассказом, обсуждением какого-то аспекта бизнес-процесса. На таких тренингах тоже не всегда можно встретить практические упражнения, обучение навыкам. Тренинги же для подчиненных, наоборот, часто бывают только навыковыми — потому что работников нужно в краткие сроки обучить вести переговоры, планировать, или эффективно общаться. И это особый вид тренинга:

навыковый тренинг. Основная его задача — быстрое и эффективное обучение одному или нескольким конкретным навыкам — успешной коммуникации, самоконтролю, публичным выступлениям. Часто такие тренинги формируют новое для человека поведение. За счет большого количества практических упражнений и тренировок, результат достигается действительно быстро, хотя у участников никак не затрагивается уровень их личности, убеждений и сознания. В некотором смысле, любые курсы — английского языка, компьютерной грамотности, вязания — тоже можно отнести в эту группу.

навыково-психологический тренинг. Как следует из названия, соединяет в себе и обучение новым способностям, и личностные изменения. Именно этот формат является своеобразной визитной карточкой нашей студии — мы стремимся, чтобы изменения касались всех уровней человеческой личности — от поведения до сознания.

важным аспектом обучения в форме тренинга является возможность интерактивного общения с ведущим.

Человек, никогда раньше не бывавший на тренинге, но имевший опыт обучения в школе и институте, с высокой долей вероятности уже сформировал стойкое отношение к учебе, и не всегда самое лестное. Зачастую, приходя на тренинг, участник смиренно ожидает привычного — глыбу сухой, местами непонятной, теоретической информации, которую, так до конца и не понятую, придется самому как-то адаптировать к реалиям жизни. Поэтому первым приятным сюрпризом оказывается необычный формат занятий. В классическом тренинге теоретический блок занимает всего 20-30% времени. То есть, за день на шести-восьмичасовом тренинге сидеть и слушать вы будете всего 2 часа. Согласитесь, это уже веселее! Остальное время уделяется практике. Задача хорошего тренера — не просто загрузить голову информацией, но и сделать так, чтобы эта информация стала полезной, то есть интегрировалась в обычную жизнь.

После теоретического блока обычно следует демонстрация на практике. Прежде чем тренер предложит попрактиковать навык, ему хорошо было бы показать самому, как он им владеет. Ведь услышать можно все, что угодно — что можно читать мысли людей, двигать предметы или перемещаться в пространстве. Но все это красивая теория. Для того, чтобы чему-то научиться, нам сперва нужно увидеть, как кто-то это уже делает. Такое первичное наблюдение — естественный механизм обучения, вспомните, как поступают дети — сперва они смотрят, как мама варит борщ, а потом повторяют ее действия у себя в детской с игрушечной посудой. Поэтому после демонстрации и рассказа становится совсем легко попробовать сделать что-то, что, возможно, вы никогда раньше не делали.

на тренинге создаются все условия, в которых вы совершенно безопасно можете попробовать нечто новое — новыйспособ мышления, или новое поведение.

Еще одним важным аспектом обучения в форме тренинга является возможность интерактивного общения с ведущим. Для участников это означает, что они всегда могут уточнить непонятный момент, подробнее остановиться на интересной теме, попросить привести пример из реальной жизни. Под общение с группой всегда выделяется специальное время в программе тренинга, это моменты, когда участники могут поделиться полученным опытом, более тонко разобрать особенности например, выполнения техники, а тренер, исходя из задаваемых вопросов, может подкорректировать ход и программу тренинга, чтобы они максимально отвечали интересам группы.

Эти четыре составляющие — теория, демонстрация, практика и обратная связь — являются признаками классического тренинга. К сожалению, этим модным словом могут называть простую лекцию, семинар или круглый стол, поэтому, если вам нужны конкретные навыки, всегда интересуйтесь, сколько будет индивидуальной практики на занятиях.

Итак, подводя итог, я хочу подчеркнуть особенно сильные моменты навыко-психологического тренинга:

на занятиях приобретаются и знания, и опыт. Знания сразу проверяются на практике — на тренинге создаются все условия, в которых вы совершенно безопасно можете попробовать нечто новое — новый способ мышления, или новое поведение. Только одни знания (например, из книг), человек стремится опробовать в реальных условиях, поэтому даже маленькая неудача может положить конец экспериментам.

жизненные. прикладные темы. Тематика тренинга обычна такова, что она интересна многим людям — это обычные, жизненные вопросы и задачи — управление эмоциями, повышение уверенности, развитие интуиции, принятие важных решений, и т.д.

живая, насыщенная форма подачи материала. Она из основных целей тренера — даже самую сложную тему донести понятным, простым, а главное, интересным языком. И при этом не снизить значимости и важности материала.

разнообразие учебной активности. Тренинг предлагает различные способы обучаться — индивидуально размышлять, заниматься мозговыми штурмами в группе, выполнять упражнения в паре или тройке с другими участниками, а также вы можете встретить медитации, игры, обсуждения и т.д.

интересны широкой аудитории. Тренинг хорош тем, что вы встретите на нем людей разного достатка, профессий, интересов, взглядов на жизнь. Это значительно может расширить ваш опыт. Также, это означает, тренинг может быть интересен всем — от психолога до автослесаря, от бизнесмена до домохозяйки, от студента до человека пенсионного возраста.

поддерживается дополнительное общение с тренером. Если в школе или институте вопросы от учеников почти нигде не поощрялись, то на тренинге вы можете свободно, на равных общаться с ведущим.

гибкая программа, подстраивающаяся под потребности группы. Задача тренинга — не вбить в голову знания и тем самым реализовать план занятий, задача — сделать обучение максимально эффективным, полезным и интересным. Слушая вопросы и пожелания участников, тренер гибко корректирует программу тренинга, иногда создавая уникальный, новый продукт.

Back to top