Григорщук и компания

Использование бинауральных ритмов в течение дыхательных сессий

Для начала позвольте вам рассказать что такое бинауральные ритмы. Я ограничусь кратким описанием, поскольку в сети существует уже достаточно много информации по этой теме, и вы можете легко ее найти, если захотите узнать больше. Итак, бинауральный ритмы — это, по большому счету, аудиальная галлюцинация, которая возникает при одновременном прослушивании сигналов разной частоты раздельно через правое и левое ухо, например, с использованием наушников. Таким образом, возникает эффект биения, который вам кажется, что вы слышите, но которого на самом деле не существует. Этот эффект, его так и называют бинауральным эффектом, нас и интересует. Дело в том, что наш мозг имеет уникальную способность подстраиваться под внешние стимулы и, с одной стороны, это является важной особенностью применения бинаурального эффекта для холотропного дыхания. Мозговая активность входит в резонанс с бинауральным ритмом, подстраиваясь по частоте, это можно зафиксировать даже с помощью ЭЭГ, и такие эксперименты неоднократно проводились, тем самым мы можем моделировать те состояния, которые нам необходимы. Все мы знаем, что наш мозг это огромная вселенная, и большинство процессов проистекающих в нем до сих пор не изучено, однако, работа в этом направлении ведется и кое-что мы знаем уже сейчас, так, например, мы точно знаем, что нашим ежедневным состояниям бодрствования, расслабления, медитации и сна соответствуют определенные колебания мозговой активности, частоту которых мы можем фиксировать с помощью той же ЭЭГ. Таким образом, зная частоту работы мозга в необходимом состоянии, и зная о способности мозга подстраиваться под внешние колебания, мы можем специально создавать необходимые состояния с помощью бинаурального ритма. Это одна сторона медали, есть и обратная, но сначала мне бы хотелось рассказать, зачем нам необходимо моделировать разные состояния, если у каждого из нас и так есть возможность их естественного достижения.

Практика холотропного дыхания построена таким образом, что мы достигаем измененного состояния сознания в процессе ее использования. И непосредственно проработка тех проблем, которые нас беспокоят, и с которыми мы пришли на сессию, происходит именно в измененном состоянии сознания, когда мы выходим за жесткие рамки эго, и нам становятся доступны те переживания, которые мы, возможно, долгое время скрывали или прятали от самих себя, осознанно или нет. Но мы все немного отличаемся друг от друга: кто-то легко переходит в эти состояния, кому-то сложнее. И часто бывает именно сложнее преодолеть первую границу, окончательно расслабиться, отдаться процессу в силу того, что мы приходим на занятия из того мира, где нас что-то беспокоит, где мы вынуждены справляться с разными обстоятельствами и просто напросто привыкли держать себя в напряжении. На занятиях у нас не так много времени, чтобы отдохнуть, оставить усталость и напряжение за рамками зала, с тем чтобы целиком погрузиться в дыхание, у нас всего несколько часов и, тем не менее, хотелось бы за это время получить какой-нибудь результат. Поэтому на наших занятиях, наряду с другими инструментами, мы используем бинауральный эффект.
Теперь вернемся к обратной стороне применения бинауральных ритмов в холотропном дыхании, о которой я уже упоминал выше. Особенность работы нашего мозга заключается в том, что как легко он подстраивается к внешним стимулам, так же легко он и «привыкает» к их сигналам. Например, сидя на стуле вы навряд ли чувствуете как его спинка упирается вам в спину, то есть первое время вы это почувствуете, но, устроившись поудобнее, перестаете, мозг как бы перестает учитывать тактильные сигналы из этой области тела, по крайней мере до тех пор, пока вы об этом сознательно не подумаете. Тоже происходит и с бинауральным эффектом, какое-то время вы входите в это состояние, а потом, если вы не сохраняете фокус внимания на самом ритме, мозг просто перестает учитывать эти сигналы, и, вспоминая о необходимой области применения, а это холотропная сессия, мы можем смело сказать что удержать фокус внимания непосредственно на самом ритме чрезвычайно сложно, потому что нужно следить непосредственно за дыханием и еще за теми процессами, которые в следствии этого протекают.
На занятиях в нашей студии мы стараемся расширить узкое место применения бинауральных ритмов в холотропной сессии за счет того, что используем этот эффект не постоянно. Мы не используем предварительно подготовленных шаблонов, скаченных из сети, у нас есть инструменты, благодаря которым мы управляем бинуральным ритмом непосредственно в течении сессии и в зависимости от динамики группы. Так, например, мы можем изменять его частоту линейно, что будет соответствовать постепенному переходу от состояния бодрствования к глубоким состояниям медитации, или мы можем менять частоту дискретно, скачками, что может позволить более эффективно выносить глубокие переживания в область осознания. В любом случае за всем следить ведущий сессии дыхания, а вы можете позволить себе расслабиться и целиком погрузиться в решение тех задач, с которыми пришли на занятие.

Back to top